Музыка в Октавии Комби
(некоторые рассуждения автора об инсталляции музыки в собственном автомобиле)

Схема компонентов и их подключение, а также фотографии салона смотрите ниже.



P.S. После того, как в машине разбили стекло и украли "морду" от "головы" Clarion 7375, ему на замену был установил новый Clarion 8675. Откровенно говоря, мне не понравился дизайн новой линейки Clarion, все эти моргающие и многоцветные огоньки. И, как оказалось, звучание его тюнера заметно хуже, чем у старого, да и CD-проигрыватель тоже как-то играл "не так".

Короче говоря, Clarion 8675 был заменен на Nakamichi 45z. Если кратко, то разница в лучшую сторону настолько ощутима, что я не понимаю, почему я с самого начала не остановил свой выбор на линейке от Nakamichi?! Аппарат это выглядит очень скромно, никаких лишних кнопок или ручек, но как играет... Так сказать, "скромное обаяние буржуазии"...


Какой же русский не любит... Да еще с музыкой!

Поговорим о музыке в автомобиле. Планируя ее установку в свою машину, я поставил перед собой непростую задачу: с одной стороны добиться возможно более «нейтрального» звука (т.е. такого набора компонентов, который хорошо играл бы и рок, и джаз, и классическую музыку, и не вносил бы специфической окраски в звук), а с другой стороны – музыкальная система должна была быть, по возможности, максимально незаметной (иначе говоря, динамики хотелось установить в «штатные» места Октавии, а усилитель – спрятать).

Два слова о «штатной» аудиоподготовке. Кратко хочу сказать – лучше бы ее не было… Нет, для повседневной подзвучки городского шума в движении она вполне годится, но ни один из компонентов не подходит ни для какой, даже для самой «бюджетной», музыки в машине. В Октавии Комби в комплектации SLX в штатные места установлено 8 динамиков: два мидбасовых (хотя язык не поворачивается назвать их этим благородным словом), диаметром 16-см, в нижних углах передних дверей, два высокочастотных (твиттеры) – в углах передних дверей за декоративными решетками на уровне наружных зеркал заднего вида), еще два твиттера – в задних дверях в корпусе, крепящем ручку открывания задней двери и, наконец, еще два динамика (самого «трудного» размера – 4х6 дюймов) – в боковых пластиковых полках багажника позади заднего пассажирского сиденья. В Октавии хэтчбэк (или, как ее теперь называют «лимузин») передние четыре динамика – такие же, о задних мне ничего не известно.

Казалось бы, передние динамики в 16 см достаточны для качественного звука, но, увы, стандартное посадочное место не позволяет установить динамик высотой больше 6 см, а, по мнению всех московских установщиков, нужно минимум 8(!) см.

Так стало ясно, что без создания дополнительных подиумов мне, с моими требованиями к звуку, не обойтись.

Посещения многочисленных салонов и авто-звуковых студий и длительные прослушивания окончательно привели меня к мысли, что, увы, дешевым такой звук не получится… Еще я узнал, что звук, который я хочу, называется «английским»… И стало ясно, что «сердце» системы – усилитель – должен быть англицкого происхождения. Не скрою, мне повезло – мне достался практически за полцены 5-канальный усилитель английской фирмы Genesis P300x. Вокруг него собралась разношерстная (по национальному признаку) компания:французская фронтальная акустика Focal 165 KX, французский сабвуфер Focal 27S (известный тем, что способен создавать глубокий бас при малом корпусном объеме), пара японских Pioneer’ов TS-H4601 назад в штатные места (к сожалению, приличной акустики 4х6 дюймов не существует – слишком небольшой размер динамиков, а потому они и были использованы только на подзвучку, без своих твиттеров), ну и «голова» - японский CD-ресивер Clarion 7375. Поясню, почему именно модель 7375 вошла в состав системы – сразу после покупки машины я использовал его встроенный усилитель и штатную акустику, сейчас он является только источником сигнала. Не буду перечислять десятки метров силового, акустического и сигнального кабелей (при пиковой нагрузке ток может достигать 25А и выше), конденсатора емкостью 1Ф(!), и массы других вещей (типа материалов по акустической доводке дверей и проч.).

Итак, сигналы с линейных выходов CD-ресивера (2 передних канала, 2 задних канала плюс нефадированный канал на сабвуфер) поступают на усилитель Genesis, а оттуда – 2 канала на фронтальную акустику (твиттеры подключены через кроссоверы от Focal 165 RX), 2 канала – на подзвучку и 2 канала – на 2 катушки сабвуфера. (Усилитель Genesis хоть и называется 5-канальным, но на самом деле имеет 2 монофонических выхода усилителя для сабвуфера.)

Отмечу только, что стандартные места в передних дверях для твиттеров совершенно не подходят ни для каких динамиков – музыкальная сцена либо вообще отсутствует, либо очень плоская. Кроме того, мне не нравились высокие частоты, создаваемые "родными" твиттерами Focal. Поэтому к интернациональной англо-франко-японской команде добавились итальянцы в лице твиттеров RCFTL281, которые заменили Focal, и располагаются на торпедо в дальних углах у лобового стекла (с ними все встало на свои места – и глубина музыкальной сцены, и деталировка, и баланс).

Что получилось? Ну, не мне одному судить... По-моему, звук получился именно таким, как мне хотелось – сбалансированный, мягкий, без выпячивания высоких или низких, с детальными средними частотами. В системе есть какая-то сдержанность, ощущаемая, вместе с тем, не как слабость, а, скорее, как скрытая энергия. Этакая пантера на отдыхе, спокойно поглядывающая сквозь прикрытые глаза на окружающий мир, но готовая сорваться в прыжке за долю секунды. Она достойно играет любые музыкальные стили (хотя звук вряд ли понравится любителям агрессивного рока), но ее сила – в сложных музыкальных композициях, там, где точность передачи звука и деталировка важнее громкости.

Милости прошу послушать самим…

Автор выражает благодарность специалистам АвтоАудиоЦентра за помощь в подборе компонентов и их установке.

Головное устройство - CD-ресивер Clarion DRX7375
Фронтальная акустика Focal 165 KX, установленная на подиумах
Твиттеры RCF TL281
Сабвуфер Focal 27S, установленный в 18 л корпусе, снаружи закрыт звукопропускающей тканью. Усилитель Genesis установлен перед ним. (Белые точки - падающий снег, а не дефекты установки.)
Сабвуфер со снятой крышкой
Корпус сабвуфера снят, виден монтаж усилителя и конденсатора