Audi Q5: Опыт эксплуатации
Новый проект - читайте об опыте эксплуатации Audi SQ5 здесь.
Copyright © PaPa, 2009-2013
Последнее обновление: 22 ноября 2013г.
Машина продана, подведем итоги...
История покупки
Помимо качества, Ауди всегда ассоциировалась у меня с избыточно высокой ценой, и потому была недоступной маркой. Однако из-за кризиса и резкого падения курса рубля, медлительности представительства Ауди с изменением цен в рублях и, наконец, доставшимся мне в наследство с советских времен банальным страхом потерять накопления, покупка Q5 неожиданно стала выглядеть, как способ "вложения средств". Поэтому, при всей абсурдности предыдущего утверждения, в феврале 2009 года было принято решение о покупке Q5 со всеми опциями "моей мечты", и, как показало время, это решение было правильным - автомобиль обошелся мне (с учетом скидок) примерно на 25% дешевле его стоимости на сентябрь 2008 года, и примерно на треть дешевле его нынешней стоимости (декабрь 2009) в долларовом эквиваленте. Спасибо кризису?!

Почему именно Ауди Q5?
Постоянный читатель знает, что моей предыдущей машиной был Дискавери 3 с дизельным двигателем. О впечатлениях, которые остались от езды на нем, написано на отдельной странице. Основываясь на них, пришел к выводу, что следующая машина должна быть по-прежнему полноприводной и с высоким клиренсом, но меньше и быстрее, из другого "типоразмера", и премиального брэнда, так что выбор сузился (помимо Audi Q5) до Volvo XC-60, Mercedes-Benz GLK, BMW X3. X3 - старая модель, GLK - butt ugly (да простят меня владельцы мерседесов), а внешность XC-60 вызывает у меня спорные чувства. Не могу сказать, что Q5 - писаная красавица, но по внешним признакам у меня не было сомнений в выборе.

Почему не дизель?
Во время отпусков беру напрокат разные машины. Последние лет 8 в континентальной Европе дают автомобили только с дизельным двигателем. Доставшаяся мне пару лет назад Ауди А6 с дизелем 2.7л и вариатором оставила самые светлые впечатление, но дело было летом и в Германии. В наших условиях дизель, увы, оставляет не самые светлые впечатления, особенно зимой - мотор долго греется (и не спасает Вебасто), в салоне холодно, и выхлоп пахнет весьма "характерно". И бог бы с этим, но отечественная солярка имеет кислый pH и безумное количество грязи, поэтому убивает все на своем пути из топливного бака, в том числе моторное масло, гораздо быстрее положенного срока. Отсюда проблемы, описанные в ссылке про Диско, и запрет на поставку дизельных двигателей многими ведущими автопроизводителями. Ауди, правда, утверждает, что с ее дизельными двигателями проблем нет, но, обжегшись на молоке, я дую на воду...

Заметки об эксплуатации
Моя "Кукушечка" была изготовлена в Германии на 3 месяца раньше контрактного срока, видимо из-за богатой комплектации, на которой концерн зарабатывает больше денег (опять спасибо кризису?!)...
Совет №1 - крайне внимательно проверяйте окончательную спецификацию! По моему недосмотру из нее выпал так называемый "хром-пакет" (хромированные молдинги вокруг боковых окон), и исправление этой ошибки после получения машины обошлось мне в сумму, в разы превышающую стоимость пакета при его установке на заводе.

Первые впечатления:
В целом - машина оправдывает свое происхождение из семьи премиум бренда ;)
Поэтому забудем о плюсах и поговорим о минусах:
- руль на непарковочных скоростях тяжеловат,
- 20" резина шумит больше, чем ожидаешь от нее,
- 2,0л бензиновый TFSI двигатель по-настоящему просыпается только после 3000 об/мин, хотя по паспорту пик момента должен наступать уже после 1,5 тыс,
- автомат с 2 сцеплениями стремится скорей-скорей добраться до старшей, седьмой, передачи... видимо, для экономии топлива. Это несколько странно, так как любое, даже нежное, нажатие на педаль газа на городских скоростях (до 80 км/ч) в попытке слегка ускориться приводит к переключению вниз с 7 передачи.
- расход топлива сильно выше заявленного, спокойная езда летом по городу без особых пробок - 13 л/100 км, если же начать "педалировать", то легко достигаешь 18...
- ADS (Audi Drive Select) в динамическом режиме (читай - спортивном) делает руль неестественно тяжелым, и изменить это настройками в меню нельзя - их просто нет,
- Аудио-система от Bang and Olufsen откровенно разочаровала: высокие и средние частоты хорошо сбалансированы и детализированы, а вот низкие из сабвуфера в запасном колесе - просто стыд... Кроме того, отсутствуют регулировки настоящего многоканального звука, например, при просмотре ДВД с Dolby Digital 5.1.

Первая поломка:
- при пробеге примерно в 1500 км обратил внимание на небольшой скрип в передней подвеске, который был слышен только на холодной машине и на небольшой скорости. После того, как он (шум) стал меня раздражать, обратился в гарантию. К счастью, мне удалось с первой попытки продемонстрировать шум мастеру-приемщику, после чего его устранили заменой сайлент-блока левого нижнего прямого рычага. На мой вопрос - "что случилось с качеством Ауди, теперь комплектующие тоже в Китае делают?" мастер засмеялся и сказал, что "и на старуху бывает проруха...". Что ж, поживем - увидим.

Кстати, мастер сообщил, что единственной "болезнью" Q5, проявившейся через полгода после начала продаж, является выход из строя той части автоматической коробки, которая отвечает за переключение передач. Причина, с его слов, не в дефекте конструкции, а в неприспособленности этой машины для движения по тяжелому бездорожью. Именно этим "грешили" владельцы тех 2 Ауди, которым по гарантии заменили данный узел...

Пришла зима...
- И оказалось, что заблаговременно припасенный комплект зимней резины на дисках для А6 не подошел. Причина - банальна, ступицы на Ауди Q5 больше, чем А6, следовательно, диски от них не подойдут на Q5 из-за меньшего размера центрального отверстия. Оно должно быть 66,5 мм...
- За 4500 км пробега "съедено" 800 г моторного масла, Ауди считает это нормальным,
- Зимний расход в вялотекущей пробке при минусовых температурах доходит до 20л/100 км,
- При температурах ниже минус 10 коробке требуется минут 5 для прогрева, до его завершения переключения передач теряют привычную плавность и незаметность,
- Ручной режим коробки (особенно с моими подрулевыми переключателями) - спасение в гололед!
- В машине очень тепло, с Диско не сравнить... Правда, обогрев сидений временами напоминает мангал, но это тоже бодрит ;)

Прошла зима, настало лето - спасибо Ауди за это?
- Все сказанное выше про зиму - чистая правда! ;)
- За 7000 км пробега "съедено" 2 литра моторного масла, и хоть Ауди и считает это нормальным, предыдущий мой VAG-овский мотор (1,8Т) масляным аппетитом не отличался...
- Прошедшую зиму особенно суровой не назовешь, в месте стоянки самая низкая температура была минус 28, и проблем с запуском, естественно, не было,
- "Тяжесть" руля обусловлена шириной летней резины (255), на зимних 235 18 радиуса руль крутится много легче,
- Кстати, о зимней резине: фрикционная Nokian Hakkapeliitta R меня несколько разочаровала. Шипы в городе не приемлю в принципе, и на разных предыдущих машинах пробовал и Continental, и Yokohama, и Good Year, и, наконец, дошел до Nokian, но большой разницы не заметил ни в ускорениях, ни в торможениях на асфальте/снегу/льду, а по цене разница весьма заметна...

Первое ТО
- Проведено по "сроку", через год, поскольку пробег мой сильно меньше 15000 км,
- За ТО-1 заплатил чуть больше 8,5 тыс. рублей (с учетом моей скидки у ОД). В эту сумму входит работа по замене моторного масла (удивило, кстати, что залито масло 5w30, а не, хотя бы, 5w40), с фильтром и сливной пробкой, и салонного фильтра, плюс стоимость самих материалов,
- Попутно проведена одна обязательная акция по замене клипс, крепящих обшивку передних стоек, а также 3 рекомендованных акции: обновление "прошивки" по управлению двигателем, коробкой передач и MMI (37F1/01 /02 /03, 70D4/8R, 91E6/01). Про MMI сказать ничего не могу, разницы пока не заметил, а про двигатель и коробку - см. ниже,
- Новая программа управления двигателем и коробкой передач снизила расход примерно на литр/100 км... или это новое масло? - поживем-увидим... ;) Что точно изменилось, так это исчезли провалы в работе двигателя при интенсивном разгоне "педаль в пол". Кроме того, коробка теперь не так быстро стремится дойти до 7 передачи, и создается впечатление, что она переходит на пониженную передачу при меньшем нажатии на педаль газа, и это большой плюс в городе...

Второе ТО
- Проведено по "сроку", через год после первого, при пробеге ~14500 км,
- Проверил расход масла двигателем - по заводской акции было залито масло "от Ауди" расход колторого нужно было проверить через 1000 км. Для замены поршневой группы расход должен был превышать 700г, в моем случае он был около 300г. Так что будем доливать потихоньку.
- Проведена одна обязательная акция по замене передней опоры распредвала, номер акции и симптомы не знаю, в моем случае проблем не было.

Еще раз о расходе масла
- Текущие данные (летне-осенняя эксплуатация, преимущественно в городе; от максимума уровня масла по датчику до срабатывания предупреждения о необходимости добавить литр масла) - 1 литр на 3900 км, или примерно 260 мл на 1000 км. Масло - Shell Helix Ultra Extra 5W30 c допуском VW 504.00/507.00.
Это примерно в два раза больше, чем на машине старшего сына (а у него Caliber SRT4 с тюнингом до ~420 л.с.), но меньше допустимого расхода, "разрешенного" Audi для данного автомобиля и двигателя (составляющего 500 мл на 1000 км). Я могу это пережить, но соглашусь с теми, кто считает, что расход масла у "старого" 2,0л бензинового TFSI двигателя 211 л.с. слишком высок.

Прошла зима, настало лето - версия №3
- Прошедшая зима не была особенно холодной, но однажды, в самый морозный день, когда автомобильный термометр показывал -30, я "почти" не завелся. Т.е. она завелась, но на последнем издыхании АКБ. Тут и пригодился "моддинг" - за счет появления в списке автомобильных параметров заряженности АКБ удалось установить, что она составляет всего 10%... Это - особенность моей эксплуатации (редкие и довольно короткие поездки), плюс автомобиль, даже при выключенном зажигании, потребляет достаточно энергии. В итоге заказал новую АКБ, руководствуясь ЕТКой и... ошибся. В связи с чем сообщаю, "родная" АКБ имеет емкость 110 Ач, а правильный номер по каталогу для Ауди Q5 2008 модельного года с двигателем 2,0 TFSI - 8K0 915 105 F.
- Весной сделано третье ТО, ничего особенного не обнаружено, ни дефектов, ни ошибок, ни заводских программ.
- Стала "потеть" левая фара, заметил по весне. ОД ответил, что дефект встречается, особенно на первых машинах, но заводской программы по массовой замене не было, стало быть только за мои деньги. Сама фара стоит проличных денег, плюс для ее замены нужно снимать бампер. Внимательный осмотр показал, что прчиной дефекта является уплотнитель стекла - он, видимо, не выдерживает наши перепады температур и коробится от этого. Не знаю, насколько мой способ ремонта оправдан, но я снял лючок с задней поверхности корпуса фары, и через день запотевание исчезло. Посмотрим, что будет зимой.
- Летом разменял 20000 км пробега - очень мало, машине чуть больше 3 лет. ОД озадачил вопросом - не хотите поменять машину? Т.е. продать эту и купить новую? Я подумал, и ответил - а зачем? Я абсолютно доволен машиной, она - в идеальном состоянии, меня радует мой тюнинг от ABT, комплектация, цвет и все остальное... Надеюсь, что еще с удовольствием поезжу на ней года два...

Заметки о замене АКБ
После длительного стояния авто (3+ недели) под теплым московским солнышком летом этого года практически полностью разрядилась аккумуляторная батарея. Памятуя, что зимой уже была похожая ситуация, решил, что пора ее менять. Уверен, что при более интенсивной эксплуатации автомобиля АКБ прослужит дольше, чем моя, ну а в моем случае ей просто пришел срок. В конце концов 3 года - не так уж и мало. Кстати, памятуя о потере данных бортового компьютера, не поленился проверить "средний многолетний" расход бензина, который составил 13,8 л/100 км (при исключительно московской "пробочной" эксплуатации).
Я знал о "подводных" камнях при замене АКБ на Ауди. Например, по сервисной инструкции эту операцию нужно проводить, предварительно подключив дополнительный внешний источник энергии. Таким образом сохранятся все настройки и адаптации, но мне было лень искать розетку на улице и подключать зарядное устройство... и зря... Собственно замена аккумулятора трудностей не представляет, разве что 110 амперная АКБ - тяжелая и лучше ставить ее на место вдвоем.
И вот я включаю зажигание после замены АКБ, загораются контрольные лампы, вроде бы все в порядке, но после запуска двигателя лампы EPC и Check Engine моргают в противофазе. Подключаю VAG-COM, смотрю ошибки, которые нахожу во множестве, но все они связаны с пропавшим напряжением. Стираю все, заново делаю диагностику, ошибок в двигателе и системах его управления не нахожу, тестовая поездка говорит, что все в порядке, но лампы продолжают моргать...
ОК, я знаю, что после замены АКБ может потребоваться адаптация дроссельной заслонки. Знаю VAG-COM-мовскую процедуру, пытаюсь ее выполнить, но оказывается, что именно для для моей "шины" (UDS) у меня нет инструкции о том, как ее адаптировать. Поиск в wiki.ross-tech.com дает искомую последовательность действий, но в ниспадающем меню [01-Engine]->[04-Basic Settings] просто нет фразы Throttle Valve Adaptation, как там написано...
При этом мотор не "троит", уверенно держит холостые обороты и нормально их увеличивает при нажатии на акселератор. Сейчас я вполне обоснованно ругаю ross-tech, поскольку в инструкции по адаптации заслонки - ошибка. А тогда я случайно стал смотреть ютубовский ролик на той же странице, в котором обнаружил, что строка в ниспадающем меню написана иначе, а именно "Test of throttle valve adaptation". Таковая имелась, в результате чего адаптация заслонки была произведена... но лампы EPC и Check Engine продолжали попеременно моргать...
В общем, я сильно расстроился... Но раз к доктору - значит, к доктору... Записался к ОД на прием...
Но спал плохо :) И во сне меня осенило, что в машине установлена замечательная коробочка от ABT, которая добавляет мне примерно 60 л.с., в инструкции к которой написано, что в случае проблем с ней начинают гореть какие-то лампы на приборной панели. Судорожно ищу описание к ней, нахожу, и на последней странице читаю:
"...если горят лампы EPC и Check Engine - обратитесь в сервисную службу ABT..."
Тут мне окончательно поплохело - загробил тюнинг... Но я все же набрал номер технической службы ABT в Германии и с третьей попытки побеседовал с дамой, которая прилично говорила по-английски...
После моего волнующего рассказа о горящих лампах она как-то сразу спросила - аккумулятор меняли? Да, - ответил я. Не переживайте, - последовал ответ, - отсоедините коробочку от проводов на 30 секунд при выключенном зажигании, и все пройдет...
И вот я отсоединил провода от коробочки, побегал вокруг машины примерно минуту, подсоединил все обратно, трясущимися руками включил зажигание и завел двигатель и... ничего больше не моргало...
Один из моих любимых анекдотов - про чукчу, который сидел на ветке и пилил ее. Проходящий мимо русский говорит ему - не пили, упадешь. Но чукча продолжает пилить, ветка ломается, чукча падает на землю, смотрит вслед уходящему русскому и произносит - шаман...
И еще - в Q5 есть модуль, управляющий АКБ. Мне до конца не ясна его функция, однако известно, что при замене батареи необходимо внести изменения в соответствующий раздел "мозгов". Так вот, на Q5 это вовсе не [61-Battery Regulation]->[Coding-07]. При обращении к 61 модулю возникает ошибка - VAG-COM его просто не находит. На самом деле он находится в другом месте - [19-CAN Gateway] и в этом разделе в ниспадающем меню есть, как раз, требуемая функция. Поскольку номер АКБ по каталогу не менялся, первый параметр я не менял. Серийный номер купленной мною АКБ фирмы Bosch VAG-COM не распознавал, как правильный, поэтому заменил одну цифру в старом. Да и трехсимвольное сокращение Бош, как производителя АКБ, VAG-COM версии 11.11 не знает, так что живет он у меня под сокрашением VA0 (Варта).
В сухом остатке - не ленитесь следовать рекомендациям завода-изготовителя, это спасет вам кучу времени и нервов...

Прошла зима, настало лето - версия №4
- зима прошла спокойно, без проблем и инцидентов.
- 2 мая, за неделю до планового ТО, на холостом ходу двигатель стал сильно "троить" и зажглась лампа "check engne". VAG-COM честно сообщил об ошибке 2967:
Intake Manifold Flap Position Sensor (Bank 1)
P2015 00[100] - Implausible Signal.
На более понятном языке это означает, что от датчика положения воздушной заслонки впускного коллектора поступает непонятный (неправильный) сигнал. Ну, к доктору - значит, к доктору.
При сдаче авто в ремонт ОД была предъявлена распечатка с этой ошибкой. В приемную зону позвали их лучшего специалиста по диагностике и, к чести последнего, через минуту он нашел, что в месте входа вала во впускной коллектор, на котором и находятся эти самые заслонки, "подсасывает" воздух, а сам вал болтается...
Подробнее об этом дефекте и мыслях по этому поводу - на отдельной странице (с фотографиями).
Во время планового ТО этот дефект устранили заменой впускного коллектора (!!!). Дополнительно заменили тормозную жидкость "по возрасту" (положено) и передние колодки (износ 75%) плюс дополнительные работы по чистке, смазке, протирке и проч. и проч., итого (вместе с ремонтом) - ровно 60 т.р. (при серьезных скидках за лояльность ОД и возраст авто). Пробег на момент проведения ТО - чуть меньше 24 тысяч.
С грустью вынужден констатировать, что машина стареет не от пробега, а от возраста... и стал задумываться, что пора ее менять... грустно.

Лето, ах, лето...
В июле, как раз перед отпуском, вдруг обнаружил, что перестали работать электрические регулировки водительского сиденья. То есть ни одна не работала, ни вперед, ни назад, ни выше-ниже, ни спинка, ни поясничный подпор. Сначала подумал, что предохранитель(и), но оказалось, что эти цепи защищены чем-то вроде биметалических пластин. Предохранителей в классическом смысле там нет и перегорать нечему.
Поиск по форумам навел на печальную мысль - сгнила проводка - такой дефект регулярно встречался на А4 и А6. Не поленился аккуратно приподнять ковер (сняв предварительно дверной уплотнитель у порога) и, о ужас!!!, обнаружил небольшой бассейн прямо под ним. В принципе ремонт своими силами вполне возможен, но снятие ковра на водительском месте требует разборки четверти салона. ОД работу выполнил, хотя это недешево и долго. Попутно ОД пытался доказать, что вода попадала в салон из-за установки блока от ABT, но, припертый в угол, мастер признался, что дело не в этом. Да я и сам знаю, в чем дело - первые 2 зимы я ездил без резиновых "корытцеобразных" зимних ковров. И всегда, как ни отряхивай ботинки, часть снега попадала на обычный коврик и таяла... и скапливалась под ковром, так как в кузове в этом месте нет дренажных отверстий. Прямо хоть сверли :). Проводку восстановили, все работает, но осадок остался. Сам сгнившие провода не видел, но читал, что там практически бумажная изоляция...
А когда в августе пришла жара, то однажды отказался закрываться до конца люк. Пришлось по инструкции снять плафон и закрыть его механическим способом. Последующая смазка направляющих проблему решила, но, к своему удивлению, обнаружил, что цепь, с помощью которой перемещается люк, заключена в глухую оболочку. Для того, чтобы добраться до мест, через которые можно ее смазать, нужно разобрать крышу. Это долго и дорого, так что придется периодически смазывать салазки.

Вместо послесловия...
Машина продана, надеюсь, что она доставит массу приятных моментов новому владельцу.
Подводя итоги четырех с половиной лет эксплуатации, могу с уверенностью сказать, что эта машина - моя. Она подходит мне и по внешнему виду, и по ездовым показателям. Нет в ней кричащей надменности, присущей мерседесам, и нагловатой внешности бмв. Вот уж действительно "скромное обаяние буржуазии" :)
Она самодостаточна, и никому ничего доказывать не нужно... Об удачах много написано, упомяну лишь явные промахи в конструкции, и это - DSG. Для машины такого веса эта коробка просто не подходит. И не случайно после фейслифта ее заменили на типтроник - коробку-автомат "класической" конструкции.

Заканчивая на мажорной ноте, с радостью сообщаю, что следующая (уже заказанная) машина - тоже Audi Q5, только в названии появится еще одна буква - "S", но о ней - уже на другой странице...

Глюки!
После обновления "прошивок" в двигателе, коробке передач и MMI стали появляться глюки (что обидно, поскольку до обновления не было ни одного сбоя).
1. Пропал звук от радиоприемника. От CD был, а при переключении на радио - тишина. Вылечилось выключением/включением зажигания.
2. Однажды утром, поздней весной, запустил двигатель, но вместо обычных примерно 1100 оборотов получилось примерно 600 со всеми горящими диагностическими лампами. Создалось ощущение, что работали только 2 цилиндра. Вылечилось "обычным" способом - выключил зажигание, подождал 15 секунд, завел опять.
3. При спокойной езде по набережной без ускорений (примерно 70 км/ч) машина будто бы "споткнулась" и переключилась на повышенную передачу, при этом зажглось табло с сообщением об ошибке в коробке передач и о том, что можно "медленно продолжать движение". Ошибка горела примерно 5 секунд и сама погасла, никаких особенностей в работе коробки передач после этого не наблюдается. Дефект исправлен, см. в разделе "Гарантийный ремонт" ниже.
 
Гарантийный ремонт
1. Правая фара не выдержала ледяной дождь, случившийся в начале прошедшей зимы - внутрь попала влага.
ОД не отказывался от ремонта, но вместо замены сразу после обращения пытался фару "просушить". Абсурдность этой затеи очевидна, конечно, фара не "просохла", и пришлось потерять лишний день для ее замены. ОД указано на несоответствие гарантийных обязательств и процедуры ремонта ;)
2. Вероятно, по той же причине (ледяной дождь) и примерно в то же время, что и фара, перестал работать доступ в салон без ключа. По гарантии заменили вышедший из строя датчик на правой задней двери.
3. Частота возникновения глюка, описанного выше в п.3 соответствующего раздела, стала нарастать. Проблема заключалась в том, что, по словам ОД, в логе не было никаких следов об этом дефекте. Тем не менее, при обращении в сервис с протекшей фарой, я попросил разобраться и с этим. В результате мне "залили" новую прошивку управления DSG, с которой я с трудом доехал до дома :) - эта ошибка возникала каждые 30 секунд. Правда, на следующее утро она исчезла сама... и не возникала примерно месяц...
А по весне ошибка появилась опять, и однажды мне удалось сфотографировать ее появление на приборной панели на мобильный телефон.
Разговор с ОД на повышенных тонах, беседа с менеджером по работе с клиентами, напоминание о троекратном обращении с одним и тем же дефектом, предъявление фотографии... закончились заменой мехатроника, и глюк/дефект исчез...
 
Тюнинг
VCDS-моды
Сделаны разные VCDS-моды. Ввиду их множества, описание вынесено на отдельную страницу.

Тюнинг двери багажника от Kufatec
Во время поездки в Германию купил с сайта Kufatec модуль двери багажника. Теперь дверь багажника можно не только открывать с брелка, но и закрывать. Попутно замечу, что хоть и установка не заняла много времени, но, во-первых, провода этого модуля одноцветные, с названием цвета, нанесенным на изоляцию провода мелкими буквами по-немецки, а в инструкции по установке они указаны цветными, и, во-вторых, нужно врезаться в существующую проводку, т.е. срезать изоляцию с проводов и подпаивать или прикручивать к ним провода с устанавливаемого модуля, что требует осторожности и некоторых навыков.

Чип-тюнинг по технологии AEC от ABT
Сделан при пробеге ~15 тыс. км, подробное описание с фотографиями - вот здесь!

Полезные ссылки
Audi Q5: Схемы и справочная информация
Audi портал, сведения по диагностике
Размеры дисков и шин для автомобилей Audi
Отказ от ответственности
Автор не несет ответственности за достоверность или полноту публикуемой здесь информации, которая собрана из открытых источников, доступных в Интернете. Высказываемые автором мнения носят субъективный характер и не всегда совпадают с мнением производителей автомобилей.