Ясная Поляна. Воспоминание об Олимпийских играх.

Что я точно потерял с распадом СССР, так это любимый способ проведения отпуска – за рулем в путешествиях по стране. Их было много разных, длинных и коротких. Мы были молоды, полны сил и надежд, жизнь казалась... нет, не казалась, жизнь была прекрасной и удивительной, а впереди было столько всего интересного, пусть иногда пугающего, но такого неизвестно-манящего...

Первый раз мы оказались в Ясной Поляне в памятный для СССР год - 1980, когда, согласно программе КПСС, должен был начаться коммунизм. Но вместо него случились Олимпийские игры. Игры оказались весьма своеобразными - из-за войны в Афганистане и бойкота СССР многими западными странами далеко не все национальные олимпийские команды приехали в Москву.

Москва готовилась к Олимпийским играм в полном соответствии с партийной идеологией – людей без постоянной московской прописки из города просто выдворили, детей отправили в пионерлагеря и дома отдыха почти принудительно, милицейские силы удесятерили, а город отмывали около месяца. Существовал план полного запрета движения личного транспорта по основным магистралям Москвы (который отменили за 2 дня до начала олимпиады), а машины с немосковскими номерами останавливали за 300 км до Москвы и пускали в объезд.

Короче говоря, Москву превратили в разновидность концентрационного лагеря, хотя в городе было на редкость тихо, малолюдно, чисто и сытно – в связи с Олимпиадой впервые в открытой продаже (а не в спецраспределителях) появились импортные (финские) продукты, в том числе не виданные ранее копчености в разовой упаковке, сыр и конфеты. Появились в продаже и «не наши» сигареты.

До сих пор храню олимпийский билет в Лужники, на Большую спортивную арену. Купить такой билет было нельзя – их распределяли по предприятиям и награждали достойных. Наверное, я был недостаточно достойным, поэтому билет мне достался на утренние отборочные соревнования, а не на вечерние финалы.

Мы не принимали решения уехать из Москвы на время Олимпиады, просто подошло время отпуска, вот мы и отправились на машине отдыхать на Азовское море, в Бердянск. Ехать туда можно было 2 путями – по шоссе через Ростов-на-Дону или по Симферопольскому шоссе.

(Мы ездили в Бердянск дважды, и тем, и другим путем. Была незабываемая ночевка в воронежской гостинице и на речке Рамонь, была кишечная инфекция на берегу Азова, когда я едва не умер, и самый вкусный куриный бульон, сваренный на туристическом столе в кемпинге Ростова, покупка яблок по дороге назад и лопнувший на ВАЗ 2101 тормозной шланг на скорости больше 100 км/час. Я уже долго живу на этом свете, и было много всего такого в моей жизни, о чем хочется рассказать. Где-то даже лежат диапозитивы и фотографии... Расскажу, если хватит времени и сил, но сейчас - о другом.)

Симферопольское шоссе, ведущее на юг, в Крым, тогда было узким, в большинстве своем по одной полосе в каждом направлении. Оно было ужасно загружено уже тогда, в конце 70х-начале 80х. Но путь по нему автотуристам представлялся более удобным – почти в каждом крупном городе был кемпинг, где можно было остановиться на ночлег, и если не в номере, то в своей палатке – наверняка. Да и бензозаправок было все же больше, чем на любом другом шоссе. (Я до сих пор не могу понять, почему в СССР был бензиновый голод – страна всегда торговала нефтью, жила на эти деньги, да и нефтеперерабатывающих заводов вроде бы хватало. Нам повезло – за все годы наших многочисленных автопутешествий мы ни разу не встали посередине пути из-за отсутствия бензина, но в критических ситуациях оказывались, и не один раз).

Мы выехали из Москвы в разгар Олимпиады на родительском ВАЗ 2101 оглушительного цвета "коррида" по Симферопольскому шоссе. Но, проехав всего километров 20, остановились на первой же стоянке. Там уже стояла одинокая старая «Волга» с московскими номерами, а немолодая пара из нее как-то странно смотрела на нас. Мы вышли из машины и тоже странно посмотрели на них...

Дело в том, что обычно переполненное, забитое легковушками и грузовиками, Симферопольское шоссе было пустым. То есть совершенно пустым – ни одной машины не ехало ни в, ни из Москвы. Было только две машины на стоянке и четверо людей, которых не покидала мысль, что что-то случилось. Наверное, так выглядит земля после взрыва нейтронной бомбы – все цело, поля, дома, дороги, только нет людей. Совсем никого. Это было такое странное ощущение нереальности и реальности одновременно. Лето, солнце, тепло и весело, но только вокруг никого нет... Да, мы знали, что автомобильный транспорт не пускают в Москву, но как-то никто не мог представить, что это будет выглядеть именно так, настолько пустынно было на дороге и вокруг. Мы что-то пошутили по поводу друг друга и разъехались. Нас ждала первая остановка – Ясная Поляна.

Я очень люблю Пушкина. Считаю его гениальным поэтом. Было и есть много талантливых, а он – гений. Наверное, поэтому я очень люблю Пушкинские горы. Были мы там неоднократно. Об этом – как-нибудь в другой раз. Об удивительной атмосфере усадьбы, лесов, ее окружающих, о музейных работниках, об экспозиции…

Я не люблю Толстого. Наверное, его справедливо считают одним из столпов русской литературы, в первую очередь потому, что он первым стал писать о внутреннем мире своих литературных героев. Кто-то восхищается этим и находит для себя кладезь новых мыслей. А меня это раздражает. Мне хватает моих собственных размышлений и переживаний.

По аналогии с Пушкинскими горами, я ожидал увидеть в усадьбе Толстого признаки его творчества. Но был разочарован – никакой особой ауры не ощутил. Уголок среднерусской земли, живописный, по-музейному ухоженный. Таких – множество в бескрайних русских просторах, ничего особенного. Мы бродили по парку, заходили в дома усадьбы, но ничего в памяти не отложилось...

Есть масса книг о Толстом, том периоде жизни, который связан с усадьбой. Мне все это неинтересно. Мне интересно мое собственное восприятие места. Ясная Поляна не запомнилась ничем... Но в память впечаталась картина нереальной пустой дороги, ведущей в неизвестность… Как давно это было…

P. S. С тех пор прошло больше 20 лет. Мы теперь живем в другой стране. Вы просто не представляете себе, насколько она другая. То есть совсем не представляете.

У меня – двое сыновей. Уже почти совсем взрослых. Давно надо было показать им Ясную Поляну. Не по причине «Л.Н.Толстой – великий русский писатель», а потому, что взращенные на экскурсиях по достопримечательностям другой, не русской, жизни, они довольно смутно представляют, что есть достопримечательности российские, особенно вне столицы. Поэтому летом 2003 года мы отправились на экскурсию в Ясную Поляну в полном составе.

То узкое шоссе стало совсем другим - дорога поначалу казалась хорошей... Широкой, ровной, ухоженной – благо новое Симферопольское шоссе все же отстроили. Однако километров через 20 иллюзии рассеялись – хоть и четырехполосная, дорога оказалась жутко неровной, так что трясло нас, пожалуй, даже больше, чем в 1980 году.

Парадокс, но указатель на музей-усадьбу «Ясная Поляна» на трассе отсутствует. Оказалось, что новое шоссе обходит Тулу стороной, а музей остался внутри объезда. А вот почему не сделали указателя, для меня остается загадкой. На стоянке возле усадьбы теперь приличное кафе, где кормят почти по-домашнему и довольно вкусно. Саму усадьбу облюбовали молодожены – для них это что-то вроде посещения Красной площади после загса. А вот сама усадьба – не изменилась. Это хорошо – сохранение истории дает надежду на сохранение традиций. Люди же, «не помнящие своего родства», обречены на вымирание…